Краски для оцинкованных покрытий: особенности, применение, характеристики
Металл – один из прочнейших материалов, широко используемых в различных отраслях промышленности, однако, у него есть слабое место – уязвимость перед коррозией. Чтобы обеспечить защиту от влаги, используются особые технологии обработки, к примеру, нанесение покрытия на основе цинка. Таким способом производятся различные сорта металлического проката, от обычных листов до труб, балок сложной конфигурации.
Без обработки цинка не обойтись и при обработке элементов, формирующих кровли, составляющие водосточные системы. Такие конструкции постоянно контактируют с внешней средой, интенсивными осадками, солнечным светом, температурными колебаниями. Покупка детали, обработанной цинком в заводских условиях, избавляет от множества второстепенных работ, позволяет сэкономить приличные суммы, гарантировать эксплуатационную долговечность и прочность.
К сожалению, как и у любого материала, у цинкового покрытия есть свой срок службы. Под воздействием внешних факторов оно теряет базовую прочность и толщину, она становится недостаточной, основание начинает контактировать с водой и воздухом. Обнаружить очаги истончения можно визуально, они выглядят как пятна насыщенного белого оттенка. Для продления эксплуатационного периода защитного слоя рекомендовано провести дополнительную обработку при помощи специальной краски. Как ее выбрать? Какие составы позволяют достичь желаемого результата? Какими правилами руководствоваться при их нанесении?
Необходимость обработки
Далеко не все знают, что оцинкованные стальные листы, уголки и другие элементы нуждаются в окрашивании. Казалось бы, в чем смысл этой манипуляции, если основа и так находится под слоем цинка? Основных причин две: обеспечение дополнительной защиты и улучшение внешнего вида деталей.
Первая причина подробно рассмотрена выше, так что теперь стоит акцентировать внимание на втором моменте. Цинковое покрытие смотрится достаточно скучно и утилитарно. Оно навевает ассоциации с дешевыми заборами, гаражами, бытовками. Между тем, далеко не всегда такой внешний вид уместен, понятно, что на стройплощадке или в промышленном секторе он вполне допустим, однако, часто конструкция должна соответствовать корпоративному дизайну предприятия. Примеров множество:
- Заборы учреждений образования, здравоохранения, административных объектов;
- Металлические корпуса баков, в которых хранятся горюче-смазочные материалы, различные технические жидкости;
- Кровли жилых зданий, торгово-развлекательных комплексов, складских, логистических центров;
- Мостовые конструктивные элементы;
- Детали, использованные при сборке станков, различной производственной техники;
- Лестничные конструкции, позволяющие оперативно покинуть объект в случае неблагоприятной обстановки, пожара.
Все перечисленные поверхности и объекты нуждаются в надежной защите от коррозии, эстетичном внешнем виде. Специальные краски, перекрывающие естественный цвет металла, успешно справляются с решением обеих задач.
Особенности подбора краски
При покупке состава необходимо убедиться, что он не будет реагировать с цинковым покрытием. Однозначно стоит отказаться от дешевых лаков и красок на основе масла или алкидных смол, они совершенно не подходят для выполнения указанной задачи. Достаточной адгезии достичь не удастся, очень скоро краска начнет отходить крупными пластами, слоями, из-за чего основа лишится защиты, всю работу придется делать заново.
Значимый фактор – стойкость к негативным атмосферным нагрузкам, так как конструкции, в большинстве случаев, находятся под открытым небом. Краска должна выдерживать интенсивные ливни, контакт с водой, образующейся в процессе таяния снега, конденсат. Нельзя забывать и о прямых лучах солнца, способность выдержать длительное воздействие ультрафиолета необходима для длительной службы при сохранении изначальных внешних и защитных характеристик.
Долговечность также определяется степенями адгезии, эластичности застывшей полимерной пленки. Адгезия – это способность лакокрасочного состава “цепляться” за основание. Эластичность же позволяет отделки сжиматься и расширяться вместе с основой, подобные изменения конфигурации возможны, к примеру, при интенсивном нагреве, что особенно характерно для кровельных элементов, резервуаров, использующихся для транспортировки и хранения высокотемпературных жидкостей. Если структура застывшей краски окажется слишком твердой, она быстро покроется трещинами, начнет отслаиваться.
Третий важный фактор – стойкость к высоким, низким температурам и их резким колебаниями. Летом, под солнцем, металл зачастую нагревается до 50 и более градусов, зимой, наоборот, охлаждается до отрицательных значений.
Значимый момент – малярные свойства. Способов нанесения множество, мастера могут использовать пульверизаторы, а также классические ручные инструменты, кисти и валики. Хорошие лакокрасочные составы универсальны, позволяют работать различными методами с высокой эффективностью.
Также стоит ориентироваться на ЛКМ, быстро набирающие прочности. Это уменьшает время выполнения работы. Конечно, нельзя забывать и о внешнем виде. Краски изначально представлены не слишком широкой палитрой, но такое ограничение компенсируется возможностью смешения нескольких составов для получения желаемого оттенка.
Технология окрашивания: значимые моменты
Чтобы лакокрасочный состав прочно зацепился за основание, необходимо соблюсти ряд условий:
- Шероховатость поверхности. Непосредственно после покупки и монтажа детали лучше не красить, они чересчур гладки, краска будет попросту стекать, не ляжет ровным слоем. Если возможность механической шлифовки, формирования мелкого рельефа, отсутствует, то можно попросту дождаться естественного старения материала, в среднем, оно занимает около года, после чего его можно красить;
- Удаление загрязнений. Особо тщательно нужно подойти к удалению тончайшей жировой пленки, нередко образующейся на металле. Это возможно подручными средствами, ветошью, промоченной растворителем;
- Удаление следов старой отделки. Если ранее был использован состав, химическая формула которого совместима с новым, можно обойтись и без очистки, однако, лучше озадачиться подготовкой. Для этого используются как обычные ручные инструменты, шпатели, так и механизированные, например, шлифовальные машины;
- Чтобы краска легла ровным слоем, хорошо сцепилась с основанием, оно должно быть тщательно очищено и высушено. Даже небольшие скопления конденсата приведут к тому, что работу придется выполнять заново.